ЗАЗ-968А «Запорожец» – самый доступный народный автомобиль в СССР

10.02.2009 13:45 Российские - ЗАЗ
Печать


У советских граждан к «Запорожцу» особое отношение. Все в этом автомобиле было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен спади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах «бардачок» – туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, – на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

И в то же время «Запорожца» любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первым собственным семейным автомобилем, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится. Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности «Запорожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался «на коленке».

Что особенно важно, «Запорожцы» обладали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости «Запорожцев» способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса автомобиля). И только «Запорожец» из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда «Запорожец» все же застревал, вытолкнуть легкой автомобиль не составляло особого труда силами экипажа.

Высокая жесткость 2-дверного кузова «Запорожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях «Запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех! Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода «Коммунар». 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы. В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант – ЗАЗ-968А «Запорожец». От базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, «мягкой» панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.

Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри «Запорожец», несмотря на некоторые детали, унифицированные с «Жигулями», напоминал настоящий автомобиль лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная «загрузка» – два человека. В дальней дороге, сиденья можно было быстро трансформировать в спальные места, устроившись, таким образом, на ночлег. Неопытного водителя в «Запорожце» могли удивить некоторые органы управления, которые, благодаря заднемоторной схеме, находились не на своих привычных местах. Так ручка «подсоса» спряталась между передними сиденьями, а рычажок замка капота за средней стойкой кузова.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Много справедливых нареканий вызывал у автолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на «Запорожце» крайне неприятно. А жарким летом возникала другая проблема – из-за недостаточного охлаждения двигатель автомобиля быт склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос отказывался прокачивать топливо. Автомобиль глох в самый неподходящий момент, выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.

Но были у V-образного 4-цилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими – например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах. Интересный момент – поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя «Запорожца» не был уравновешен, в его конструкцию внутрь ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.

В целом ресурс мелитопольского двигателя оказался небольшим, номинально 125 тыс. км, а реально – не более 40-50 тыс. км, так как у владельцев не всегда хватало возможностей правильно ухаживать за двигателем и заливать в него масло надлежащего качества. Сами двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора – такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и «Запорожец» можно было быстрее услышать, чем увидеть. Еще одна удивительная особенность автомобиля – нарушающиеся углы установки колес, из-за чего «Запорожцы» постоянно колесили по дорогам «вразвалочку». Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих автомобилей.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Родственными «Запорожцу» можно считать следующие автомобили:

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

В заключении следует сказать, что «Запорожец», пожалуй, был самым доступным легковым автомобилем за всю историю СССР. Цена на новую машину в автомагазине равнялась 3,5 тыс. руб. Для сравнения, в те же года BA3-2101 «Жигули» стоил 5,5 тыс. руб., а ВАЗ-2103 «Жигули» – 7,5 тыс. руб. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в автомобиле не приходились, но свою утилитарную задачу по доставке пассажиров «из пункта A в пункт B» «Запорожцы» успешно выполняли.

Статья написана по материалам журнала «Автолегенды СССР» №4, 2009.

 
Отзывы автолюбителей (170)
30.01.2014 12:18
Эмиль
куплю заз за 1000 рублей
30.01.2014 12:18
Эмиль
куплю заз за 1000 рублей
31.01.2014 12:31
санек
купил заз за 1000,стоял 2 года на улице ,пригнал в гараж отогрел нашел искру завел
31.01.2014 18:51
эмиль
заз
31.01.2014 18:51
эмиль
заз
01.02.2014 16:43
эмиль
куплю заз 968 а в Уфе цена от 1000 до 5000 .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
21.02.2014 14:41
леонид
имею заз 968 ушастик 1978год покинет хозяина только после его смерти кто хочет купить заз за копейки тот просто клоун или через чур умный
26.03.2014 21:47
я
может быть. куплю заз (968-а) в хорошем состоянии от 1000 до 8000 рублей
26.03.2014 22:00
я
ну ладно 15000
11.05.2014 10:24
Эмиль Кашафутдинов
куплю Запорожец за 1100 рублей
11.05.2014 10:29
Эмиль Кашафутдинов
куплю Заз ушастый в Уфе за 1100 руб.
21.06.2014 08:48
ЕГОР УШАКОВ
ВАЩЕ ЛЮТЫЙ ТАЗ ХОЧУ КУПИТЬ СЕБЕ ПО ДЕШОВКЕ ТЫЩЬ ЗА 7 ЭТУ ПИЗДАТУЮ ЛАСТОЧКУ ПОСОВЕТУЙТЕ
15.07.2014 23:46
ваня
куплю запорожець в закарпатській області за 1500 гривень
13.09.2014 14:36
рома
что такое виндекс
13.09.2014 14:37
рома
что такое виндекс
13.09.2014 14:37
рома
что такое виндекс
20.11.2014 20:28
александр
Пподам заз 968м срочно нужны деньги запорожец на ходу, заводится с пол оборота а -15,20. Цена7-8 торг возможен меньше 6не продам, помогите пожалуйсто звоните 89833235293_89513706864 новосибирск
07.03.2015 15:32
павел
в 2013 купил заз 968а , 43т. пробег ,гаражное хранение, ездил год получая удовольствия, не работала только печка. Прекратил езду из за поломки двигателя. Сейчас ищу двигатель, и полный вперёд!!!!!!!
11.04.2015 11:35
М. Ка
Я тоже хочу преобрести Запорожец где и за сколько можно его купить7
11.04.2015 11:38
М. Ка
Если у кого есть сообщите пожалуйста свои координаты и телефон если не сложно.