ЗАЗ-968А «Запорожец» – самый доступный народный автомобиль в СССР

10.02.2009 13:45 Российские - ЗАЗ
Печать


У советских граждан к «Запорожцу» особое отношение. Все в этом автомобиле было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен спади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах «бардачок» – туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, – на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

И в то же время «Запорожца» любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первым собственным семейным автомобилем, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится. Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности «Запорожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался «на коленке».

Что особенно важно, «Запорожцы» обладали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости «Запорожцев» способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса автомобиля). И только «Запорожец» из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда «Запорожец» все же застревал, вытолкнуть легкой автомобиль не составляло особого труда силами экипажа.

Высокая жесткость 2-дверного кузова «Запорожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях «Запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех! Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода «Коммунар». 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы. В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант – ЗАЗ-968А «Запорожец». От базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, «мягкой» панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.

Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри «Запорожец», несмотря на некоторые детали, унифицированные с «Жигулями», напоминал настоящий автомобиль лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная «загрузка» – два человека. В дальней дороге, сиденья можно было быстро трансформировать в спальные места, устроившись, таким образом, на ночлег. Неопытного водителя в «Запорожце» могли удивить некоторые органы управления, которые, благодаря заднемоторной схеме, находились не на своих привычных местах. Так ручка «подсоса» спряталась между передними сиденьями, а рычажок замка капота за средней стойкой кузова.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Много справедливых нареканий вызывал у автолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на «Запорожце» крайне неприятно. А жарким летом возникала другая проблема – из-за недостаточного охлаждения двигатель автомобиля быт склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос отказывался прокачивать топливо. Автомобиль глох в самый неподходящий момент, выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.

Но были у V-образного 4-цилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими – например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах. Интересный момент – поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя «Запорожца» не был уравновешен, в его конструкцию внутрь ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.

В целом ресурс мелитопольского двигателя оказался небольшим, номинально 125 тыс. км, а реально – не более 40-50 тыс. км, так как у владельцев не всегда хватало возможностей правильно ухаживать за двигателем и заливать в него масло надлежащего качества. Сами двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора – такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и «Запорожец» можно было быстрее услышать, чем увидеть. Еще одна удивительная особенность автомобиля – нарушающиеся углы установки колес, из-за чего «Запорожцы» постоянно колесили по дорогам «вразвалочку». Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих автомобилей.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Родственными «Запорожцу» можно считать следующие автомобили:

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

В заключении следует сказать, что «Запорожец», пожалуй, был самым доступным легковым автомобилем за всю историю СССР. Цена на новую машину в автомагазине равнялась 3,5 тыс. руб. Для сравнения, в те же года BA3-2101 «Жигули» стоил 5,5 тыс. руб., а ВАЗ-2103 «Жигули» – 7,5 тыс. руб. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в автомобиле не приходились, но свою утилитарную задачу по доставке пассажиров «из пункта A в пункт B» «Запорожцы» успешно выполняли.

Статья написана по материалам журнала «Автолегенды СССР» №4, 2009.

 
Отзывы автолюбителей (170)
20.04.2011 19:58
Диман
А можно ли поставить на Запорожец какой-нибудь другой движок?
06.05.2011 19:26
Юля
Всем привет! У меня есть ЗАЗ 968А, выпуск 1977 года, красного цвета. Хочу продать. Если кому интересно, пишите на почту: sidorovau@yandex.ru
15.05.2011 16:07
С124
Привет всем поклонникам легендарной советской марки! Для своего времени - классный автомобиль. У меня это была первая машина, через которую получил опыт ремонта автомобилей. В статье написано о ненадёжности автономного отопителя салона. Эта проблема решена была путём анализа похожих отопителей с армейских грузовиков. Результат: в салоне можно былонаходиться при -30 градусах зимой. Один нюанс: расход топлива при этом возрастал до 20-25 л. на 100 км. И хотя сейчас у меня Мерседес, Запорожец вспоминается как что-то родное и утерянное. Я очень благодарен СОВЕТСКИМ конструкторам, создавшим этот автомобиль. После него не пугает содержание ни Мерсов, ни Роллс-Ройсов, ни Майбахов. К сожалению, конструкторы постсоветского пространства не в состоянии придумать ничего аналогичного, и пытаясь в очередной раз догнать и перегнать проклятый империализм, создают чудовища типа Приоры и Сайбера.
20.05.2011 11:43
Сергей
У меня ЗАЗ 968 ушастый, очень им доволен!
08.06.2011 20:00
Николай
Эксклюзивное предложение только для ценителей автомобильного винтажа.
Продам по разумной цене автомобиль «Запорожец» ЗАЗ 968 40 л.с., 1994 г.в., в отличном состоянии. Всё что должно крутиться — крутится, что светиться — светится, что показывать — показывает. Бегает — как положено по паспорту. Пробег — 28 тыс. км. Кузов не битый, не ржавый, обработанный. Цвет ярко-алый. Много запчастей.
На «Запорожце» ездили Владимир Путин, Булат Окуджава и другие известные люди. Сейчас таких машин в таком состоянии остались считанные единицы. Контактный телефон: +7 (920) 347-66-51
23.07.2011 06:30
Алекс
У меня ЗАЗ 968, а 73 года.
15.08.2011 13:21
Евгений
ЗАЗ 968М, черного цвета с виниловым тюнингом (крутым), на ходу. Отдам в хорошие руки за символическую плату. Geniuses@mail.ru
17.08.2011 23:00
Александр
Здорово! А он на ходу? А где ты живешь, и сколько стоит?
19.08.2011 15:04
Геннадий
Купил свой ЗАЗ-968М пару лет назад. Доволен!!! Ездил на разных современных машинах, в т. ч. высшего класса, но такого "драйва" за рулём не испытывал. Ощущения при вождении этой машины в условиях бездорожья непередаваемы! :)
Хороший автомобиль.
21.08.2011 16:35
Степан
Класная тачка, согласен. Но 965 - это круче. А моя мечта - ГАЗ 20, 21, ЗИС 110.
22.08.2011 23:04
Леха Родимов
Хочу купить Запар, но никак не найду где. Звоните: 8 (908) 155-91-78. Куплю!
25.09.2011 09:14
Денис
Запар - очень классная машина!
26.09.2011 19:49
Гриша
Куплю двигатель Запорожца.
29.09.2011 13:08
Григорий
Нико, двигатель и коробку продал? Ответь.
30.09.2011 16:43
Вова
Люди, всем здрасьти! ЗАЗ - автомобиль хороший. Но подскажите, какую можно поставить ходовку на него, чтобы поставить другие колеса. Буду рад любой вашей помощи!
30.09.2011 16:50
Вова
Люди добрые, если что знаете, пишите, пожалуйста, в Агент dj_diablо1990@mаil.ru или стучите в асю 562396992.
10.10.2011 12:07
Жека
У меня ЗАЗ 968М, заклинил движок. Кто знает, на ЗАЗ можно поставить движок от ВАЗ 2101?
13.10.2011 21:02
Анатолий
Зимой кушает бензин, непрогретый вечно продуваемый двигатель. Как любой не прогретый двигун. Это устраняется теплоизоляцией навпуск колл.а эл. схема на эл. насосе. Печка надежна. Плюс электронное зажигание. В -35 завелся с третьей попытки и прекрасно работал после 7-10 мин. прогрева. Недостаток карбюратора: при морозе сплющивается латунный поплавок. Поставил карбюратор от девятки. Сменить топливный жиклер. Коротко все.
20.10.2011 07:43
Дима
Хочу купить, но не знаю где! Если кто захочет продать, то звоните по номеру 8 (924) 134-20-72 (Приморский край, г. Артем)
22.10.2011 00:12
Антон
Я думал, что машина ЗАЗ фигня, но когда прокатился... Ни чем не отличается от Москвича. Хочю ЗАЗ на ходу. Денег нет. Живу в Иркутске. Контакты: 8 (924) 822-26-39