ЗАЗ-968А «Запорожец» – самый доступный народный автомобиль в СССР

10.02.2009 13:45 Российские - ЗАЗ
Печать


У советских граждан к «Запорожцу» особое отношение. Все в этом автомобиле было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен спади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах «бардачок» – туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, – на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

И в то же время «Запорожца» любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первым собственным семейным автомобилем, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится. Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности «Запорожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался «на коленке».

Что особенно важно, «Запорожцы» обладали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости «Запорожцев» способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса автомобиля). И только «Запорожец» из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда «Запорожец» все же застревал, вытолкнуть легкой автомобиль не составляло особого труда силами экипажа.

Высокая жесткость 2-дверного кузова «Запорожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях «Запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех! Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода «Коммунар». 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы. В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант – ЗАЗ-968А «Запорожец». От базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, «мягкой» панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.

Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри «Запорожец», несмотря на некоторые детали, унифицированные с «Жигулями», напоминал настоящий автомобиль лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная «загрузка» – два человека. В дальней дороге, сиденья можно было быстро трансформировать в спальные места, устроившись, таким образом, на ночлег. Неопытного водителя в «Запорожце» могли удивить некоторые органы управления, которые, благодаря заднемоторной схеме, находились не на своих привычных местах. Так ручка «подсоса» спряталась между передними сиденьями, а рычажок замка капота за средней стойкой кузова.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Много справедливых нареканий вызывал у автолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на «Запорожце» крайне неприятно. А жарким летом возникала другая проблема – из-за недостаточного охлаждения двигатель автомобиля быт склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос отказывался прокачивать топливо. Автомобиль глох в самый неподходящий момент, выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.

Но были у V-образного 4-цилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими – например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах. Интересный момент – поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя «Запорожца» не был уравновешен, в его конструкцию внутрь ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.

В целом ресурс мелитопольского двигателя оказался небольшим, номинально 125 тыс. км, а реально – не более 40-50 тыс. км, так как у владельцев не всегда хватало возможностей правильно ухаживать за двигателем и заливать в него масло надлежащего качества. Сами двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора – такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и «Запорожец» можно было быстрее услышать, чем увидеть. Еще одна удивительная особенность автомобиля – нарушающиеся углы установки колес, из-за чего «Запорожцы» постоянно колесили по дорогам «вразвалочку». Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих автомобилей.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Родственными «Запорожцу» можно считать следующие автомобили:

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

В заключении следует сказать, что «Запорожец», пожалуй, был самым доступным легковым автомобилем за всю историю СССР. Цена на новую машину в автомагазине равнялась 3,5 тыс. руб. Для сравнения, в те же года BA3-2101 «Жигули» стоил 5,5 тыс. руб., а ВАЗ-2103 «Жигули» – 7,5 тыс. руб. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в автомобиле не приходились, но свою утилитарную задачу по доставке пассажиров «из пункта A в пункт B» «Запорожцы» успешно выполняли.

Статья написана по материалам журнала «Автолегенды СССР» №4, 2009.

 
Отзывы автолюбителей (170)
16.11.2011 17:56
Макс
У меня ЗАЗ 968М. Старенький, но носится как угорелый. Очень хорошая машина! Люди, отзовитесь, я очень очень хочу купить еще одного ЗАЗика за 3000 руб. Чтобы был в хорошем состоянии, чтобы все работало, все горело! Контактная информация: 8 (913) 176-45-07. Звоните!
01.12.2011 09:05
Слава
Да, прикольные. Но у меня 965.
05.12.2011 13:34
Запар
Были у меня эти дрова. Больше не хочу! Запару место на металлоломе!
27.12.2011 14:25
Евгений
Мне тоже подарили Запорожец. Уже второй день делаю. Хотел сказать, что делать его не сложно, все просто и понятно. Желаю удачи в ремонте ребята!
27.12.2011 14:27
Евгений
Люди У кого есть привода на ЗАЗИК не могу найти я уже весь извелся
03.01.2012 12:26
Дмитрий
Привет мужики. Купил наконец-то ЗАЗ 968 - "ушастик" 1977 г. выпуска. Искал 3 года, чтобы кузов был живой. Летом займусь реставрацией с полной разборкой и окраской. Может знает кто в какие цвета машина красилась заводом, и были ли варианты 2-х цветной окраски. Мой, например, красный. Хочу ниже молдинга выштамповку по ухо белым покрасить, на резину белые вайтволлы натянуть, и собствено всё. Больше никаких изменений. Что касается самой машины, то был у меня первой тачкой ЗАЗ 968 (1985 г.). Я его сам из мусора собрал. За 8 лет 60 000 км откатался, и ни одной поломки. Просто за ней следить надо тщательнее и ТО вовремя делать. Сейчас езжу на Москвиче 2137. Так он меня задолбал! Ломается постоянно. Одна надежда на ушастик.
05.01.2012 21:39
Тима
Я мечтаю купить ЗАЗ 968, недорого, примерно за 1500 рублей. Если кто в Самаре продает - звоните мне по номеру: +7 (937) 985-97-33. Помогите осушествить мечту!
07.01.2012 01:16
Дмитрий
Сегодня завёл свой "Ушастик". Системы все в норме. Даже прокатился. До этого машина 4 года простояла. Почистил контакты, свечи и масло поменял, залил бензин. Завелась с полоборота. Потрясающая тачка! На ходу как картинг, которым в детстве занимался. Завтра печку ченить буду, а то холодно однако. Кстати, ребята, не мечтайте, машину за 5 копеек купить нормальную... вряд ли найдёте. Потом на ремонт больше потратите. Я свой за 10 000 купил. О потраченых деньгах не жалею, да и машина живая, хоть ей 35 лет уже.
07.01.2012 20:00
Влад
Купил по случаю. Хорошая машинка. Кто не ездил - не поймёт.
18.01.2012 09:02
Егор
Куплю ЗАЗ 968А, в идеальном состоянии. 968М не предлагать. Мой e-mail: shek-egor@yandex.ru
19.01.2012 00:29
Жека
У меня ЗАЗ 968М, отличная техника. Но летом заклинил двигатель, и теперь мой ЗАЗ встал. Подскажите, как поставить двигатель от "тройки" или "копейки"? Или может кто продает ЗАЗ по мелеузу кумертау салават стерлитамак. Звоните: +7 (965) 664-31-50
23.01.2012 22:21
Шумахер
Держал ЗАЗик 2 года. Ни минуты не пожалел. Накатал 70 000 км. Из них 50 000 км за 1 год. Двигатель и подвеску делал раз в месяц, независимо, потому как брал из него все, что хотел и что он мог: прыгал (выше 1.5 м высоту не брал), топил в реке, ехал пока через воздухан воды не хлебнул. Но при всем этом всегда приезжал домой своим ходом. Но машину пришлось продать, жалею сильно (все детали и узлы стандартные, никаких переделок, масса груза при перевозке - 1200 кг, больше не пробовал, давление в колесах: перед. - 3,0 атм., зад. - 3,5 атм.) Кто держит или собирается брать - УДАЧИ!
31.01.2012 10:38
Вадим
А возможно ли на "Запорожец" поставить шины Арктиктранс диаметр 580-270-12? Кто это делал? Или поставить шины большего диаметра. Но тогда получается нужно изготавливать главную передачу.
31.01.2012 11:48
Василий
Это танк, а не машина. Проходимость обалденная, для охоты рыбалки - самое то...
31.01.2012 19:42
Влад
Эта машина - наша история! Не будем требовать невозможного. Я лично думаю, для своего времени она отличная машина. Да и для настоящего! Конечно не в качестве повседневной машины.
08.02.2012 18:48
Александр
Был ЗАЗ 968А (МЕМЗ-968А, 45п.с., 74г.в., экспортный вариант). По трассе - не менее "сотни", пески и скользкую дорогу - "на ура". Маленькие дети на заднем сидении в безопасности - двери на ходу не откроют. Машина СУПЕР!!! Два маленьких "минуса": расход топлива великоват (для его мощности и скорости) и багажник маловат.
18.02.2012 19:31
Александр
Всем привет с Украины! Где и выпускали ЗАЗы. У меня 1993 год, взял с рук в 1998 году, почти убитый. Приложил руки и желание, и теперь многие даже завидуют. Чуток форсанул движок, перешел на 92-й бензин. На сайтах о ЗАЗ все можно почитать.
02.03.2012 17:11
Миша
За сколько можно ЗАЗ толкнуть? ЗАЗ последней модели вроде. Подскажите пожалуйста.
04.03.2012 19:56
Иван
Привет всем! Кто продаёт ЗАЗ 968А или 968М с документами и не битый - пишите на почту mkiydx@yandex.ru!
08.03.2012 15:13
Мико
ЗАЗ 968М - хорошая машина, но требует хорошего ухода, хорошего масла и плановых работ. Тогда ничего не страшно! Кузов отличный, двигатель тяговитый, правда передок немного слабоват. Машина требует к себе уважения. Всем ЗАЗоводам большой привет и удачи на дорогах!