ЗАЗ-968А «Запорожец» – самый доступный народный автомобиль в СССР

10.02.2009 13:45 Российские - ЗАЗ
Печать


У советских граждан к «Запорожцу» особое отношение. Все в этом автомобиле было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен спади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах «бардачок» – туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, – на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

И в то же время «Запорожца» любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первым собственным семейным автомобилем, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится. Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности «Запорожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался «на коленке».

Что особенно важно, «Запорожцы» обладали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости «Запорожцев» способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса автомобиля). И только «Запорожец» из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда «Запорожец» все же застревал, вытолкнуть легкой автомобиль не составляло особого труда силами экипажа.

Высокая жесткость 2-дверного кузова «Запорожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях «Запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех! Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода «Коммунар». 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы. В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант – ЗАЗ-968А «Запорожец». От базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, «мягкой» панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.

Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри «Запорожец», несмотря на некоторые детали, унифицированные с «Жигулями», напоминал настоящий автомобиль лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная «загрузка» – два человека. В дальней дороге, сиденья можно было быстро трансформировать в спальные места, устроившись, таким образом, на ночлег. Неопытного водителя в «Запорожце» могли удивить некоторые органы управления, которые, благодаря заднемоторной схеме, находились не на своих привычных местах. Так ручка «подсоса» спряталась между передними сиденьями, а рычажок замка капота за средней стойкой кузова.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Много справедливых нареканий вызывал у автолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на «Запорожце» крайне неприятно. А жарким летом возникала другая проблема – из-за недостаточного охлаждения двигатель автомобиля быт склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос отказывался прокачивать топливо. Автомобиль глох в самый неподходящий момент, выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.

Но были у V-образного 4-цилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими – например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах. Интересный момент – поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя «Запорожца» не был уравновешен, в его конструкцию внутрь ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.

В целом ресурс мелитопольского двигателя оказался небольшим, номинально 125 тыс. км, а реально – не более 40-50 тыс. км, так как у владельцев не всегда хватало возможностей правильно ухаживать за двигателем и заливать в него масло надлежащего качества. Сами двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора – такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и «Запорожец» можно было быстрее услышать, чем увидеть. Еще одна удивительная особенность автомобиля – нарушающиеся углы установки колес, из-за чего «Запорожцы» постоянно колесили по дорогам «вразвалочку». Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих автомобилей.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Родственными «Запорожцу» можно считать следующие автомобили:

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

В заключении следует сказать, что «Запорожец», пожалуй, был самым доступным легковым автомобилем за всю историю СССР. Цена на новую машину в автомагазине равнялась 3,5 тыс. руб. Для сравнения, в те же года BA3-2101 «Жигули» стоил 5,5 тыс. руб., а ВАЗ-2103 «Жигули» – 7,5 тыс. руб. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в автомобиле не приходились, но свою утилитарную задачу по доставке пассажиров «из пункта A в пункт B» «Запорожцы» успешно выполняли.

Статья написана по материалам журнала «Автолегенды СССР» №4, 2009.

 
Отзывы автолюбителей (170)
08.03.2012 15:24
Мико
Есть ЗАЗ 968М 1991 года выпуска. Год бегал за документами. Кое-что сделал в салоне. Но много работы впереди. Не работает стартер, необходимо сделать развал, поменять масло везде. Кстати, подскажите приемлемый вариант. Например, масло М10 В1 подходит для двигателя ЗАЗ или нет? Посоветуйте!
09.03.2012 11:48
Джамба
У меня есть ЗАЗ в отличном состоянии, но мне нужен передний некилиронный бампер. Кто может продать? +7 (928) 579-75-22
09.03.2012 11:55
Джамба
Нужен срочно передний никилированний бампер, 05 регион. +7 (928) 579-75-22. Куплю за 1000 руб.
11.03.2012 12:14
Сергей
ЗАЗ самая хорошая машина! У неё проходимость лучше, чем у других. Я хочу купить эту машину.
16.03.2012 00:35
Дмитрий
Нужны подфарники для ЗАЗ 965, родные, в сборе куплю по 500 руб. Пишите номер, созвонимся.
28.03.2012 12:19
Рома
Куплю двигатель ЗАЗ сороковка. +7 (914) 481-56-61
12.04.2012 23:48
юля
у кокого заз двигатель спереди????
15.04.2012 06:16
серый
я счастливый обладатель запорожца красного цвета .хочу заняться руки не доходят. стыдно
15.04.2012 22:55
Дмитрий
Здравствуйте Юля, первый серийный ЗАЗ с передним расположением двигателя ТаврияЗАЗ- 1102 и прочие авто сейчас выпускаемые на ЗАЗе.
15.04.2012 23:05
Дмитрий
Сергей сначало составте дефектовку машины пощитайте количество денег закупите железки а там видно будет , я свой первый ЗАЗ- 968 год собирал так что при желании всё можно сделать. Если машина правельно собрана то цены ей нет везде вывезет. Я на ней 8 лет отездил 60 000 км вообще без поломок.
16.04.2012 18:29
Дмитрий
Куплю подфарники для ЗАЗ 965 или стёкла для них
20.04.2012 12:13
даниил
куплю ушастый запорожец желатьльно 1977 г кто продаёт пишине на яндекс почту daniil756 @yandex.ru
02.05.2012 21:21
миша
привет всем) есть у кого нибудь проводка на 968А куплю, пишите на почту rzhevskiy.1994@mail.ru
06.05.2012 20:17
Дмитрии
Хочу приобрети ЗАЗ в хорошем састонии не ржавый,пишите на почту yamboglo2012@mail.ru или звоните 8(903)-159-81-52
22.05.2012 15:03
Андрей
Куплю двигатель Запорожца. 40 ку звоните 89185241361 Волгодонск Ростовская обл
08.07.2012 16:03
андрей
да запорожец класная машина я в дестве на нем катался люблю советские машины и мотоциклы жаль конешно что мало это увидел
08.07.2012 16:05
андрей
вернуть бы это все назад но но невернешь жаль но память останется
15.07.2012 12:03
Антон
хочу купить заз за 1500-2000 тысячи желательно в смоленской области гагаринского района если ктото продаёт звоните по номеру 89611342985 желательно чтобы не был гнилым.
23.07.2012 18:36
Решка
Доброго времени суток!!!!!!!!! Хочу приобрести ЗАЗ 968а (ушастик) или 965 с документами, по не высокой цене, если кто продает в г.Уфа или по РБ пишите на почту arv84@yandex.ru
Буду ждать ответа
23.07.2012 18:37
Решка
куплю заз 968 ушастик или 965 в хорошем состоянии