ЗАЗ-968А «Запорожец» – самый доступный народный автомобиль в СССР

10.02.2009 13:45 Российские - ЗАЗ
Печать


У советских граждан к «Запорожцу» особое отношение. Все в этом автомобиле было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен спади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах «бардачок» – туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, – на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

И в то же время «Запорожца» любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первым собственным семейным автомобилем, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится. Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности «Запорожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался «на коленке».

Что особенно важно, «Запорожцы» обладали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости «Запорожцев» способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса автомобиля). И только «Запорожец» из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда «Запорожец» все же застревал, вытолкнуть легкой автомобиль не составляло особого труда силами экипажа.

Высокая жесткость 2-дверного кузова «Запорожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях «Запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех! Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода «Коммунар». 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы. В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант – ЗАЗ-968А «Запорожец». От базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, «мягкой» панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.

Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри «Запорожец», несмотря на некоторые детали, унифицированные с «Жигулями», напоминал настоящий автомобиль лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная «загрузка» – два человека. В дальней дороге, сиденья можно было быстро трансформировать в спальные места, устроившись, таким образом, на ночлег. Неопытного водителя в «Запорожце» могли удивить некоторые органы управления, которые, благодаря заднемоторной схеме, находились не на своих привычных местах. Так ручка «подсоса» спряталась между передними сиденьями, а рычажок замка капота за средней стойкой кузова.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Много справедливых нареканий вызывал у автолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на «Запорожце» крайне неприятно. А жарким летом возникала другая проблема – из-за недостаточного охлаждения двигатель автомобиля быт склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос отказывался прокачивать топливо. Автомобиль глох в самый неподходящий момент, выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.

Но были у V-образного 4-цилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими – например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах. Интересный момент – поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя «Запорожца» не был уравновешен, в его конструкцию внутрь ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.

В целом ресурс мелитопольского двигателя оказался небольшим, номинально 125 тыс. км, а реально – не более 40-50 тыс. км, так как у владельцев не всегда хватало возможностей правильно ухаживать за двигателем и заливать в него масло надлежащего качества. Сами двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора – такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и «Запорожец» можно было быстрее услышать, чем увидеть. Еще одна удивительная особенность автомобиля – нарушающиеся углы установки колес, из-за чего «Запорожцы» постоянно колесили по дорогам «вразвалочку». Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих автомобилей.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Родственными «Запорожцу» можно считать следующие автомобили:

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

В заключении следует сказать, что «Запорожец», пожалуй, был самым доступным легковым автомобилем за всю историю СССР. Цена на новую машину в автомагазине равнялась 3,5 тыс. руб. Для сравнения, в те же года BA3-2101 «Жигули» стоил 5,5 тыс. руб., а ВАЗ-2103 «Жигули» – 7,5 тыс. руб. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в автомобиле не приходились, но свою утилитарную задачу по доставке пассажиров «из пункта A в пункт B» «Запорожцы» успешно выполняли.

Статья написана по материалам журнала «Автолегенды СССР» №4, 2009.

 
Отзывы автолюбителей (170)
30.07.2012 12:09
ильназ
вот у меня есть заз 965 он находу только документы потерялись может у кого нибудь есть документы а
03.08.2012 02:33
Андрей
привет подскажыте можно ли поменять мотор с 40 на ушатика подойдёт ли всё?
15.08.2012 21:21
Дмитрий
Народ, кто может продать ЗАЗик любой на ходу за 1000-3000р по челябинской области не далеко от Коркино?
тел:89049784864
18.08.2012 00:05
сергей41москва
продам стёкла к 965,968.Крылья передние968,резину,движок,коробку вразброс,движок вразброс.926)189-2370СергейМосква(новогиреево\сокольники\Звенигород)novogir11@rambler.ru 18.08.12
11.09.2012 19:50
андрей
Хочу на зазду поставить мотор от москвича 412 как думаете пойдет или нет. если кто делал под скажите
12.09.2012 07:18
ТАЗик
скажите, от какой машины, на заз 968м можно поставить обвес???
21.09.2012 21:39
Антон
Только от лексуса можно
21.09.2012 21:43
Олех
Кстати, максималка сразу увеличится до 250кмч!! И не забудь про наклейку "ПРОШПРОТ"
23.09.2012 23:42
сергей
заз супер у меня пикап 1994
07.10.2012 23:24
Николай
Ребят кто сможет продать зазик в ставрополе куплю от1500до2000 звоните кто сможет вот мой номер 89283575127
но только чтоб в нём всё работала ЗВОНИТЕ
06.11.2012 19:20
алексей
держу зазик с 2000 года Машиной доволен Хотелось бы найти для движка головки под 92 бензин
06.11.2012 19:23
алексей
Номер телефона +7 909 015 48 66 Екатеринбург
12.11.2012 18:20
Дмитрий
куплю габариты или стёкла от них на заз 965 пишите телефон созванимся
28.11.2012 18:51
лёха
кто хочет купить заз званите сюда 79111382108
28.11.2012 18:54
лёха
и ещё могу продать тагже москвич и опель звоните по моему номеру
28.11.2012 19:43
сергей
срочна куплю ЗАЗ на ходу мой номер 89220573808 89519955668
05.12.2012 09:37
Владимир.
Да ЗАЗ это машина, пускай не очень комфортна но проходимый не раз он меня выручал, сделал к нему прицеп он по грязи идет с ним еще лучше, стоит сзади снежинка по грязи вытворяет такие кульбиты, а вот по снегу он сам себя закапывает на этой резине,подскажите какую резину широкую можно поставить на эти диски,может задевать за арки.
11.12.2012 18:03
Борис
Первый 968М у меня был 3 года,ездил на работу в Москву,был доволен.Не уследил-сгнил передок.Купил в августе ещё один 968М,переделанный из инвалидного.Надо вытащить тросик газа и поменять правый передний тормозной цилиндр.А делать лень-матушка.Если кому-продам.Кузов промовиленый свежий В Туле.. boris.trutnev@yandex.ru
16.12.2012 10:40
эрик
куплю печку от запарожца
09.01.2013 00:57
Николай
На "Запорожце" отъездил девять лет, проехал за это время 120000 км. На двадцатой тысяче в двигателе заменил один толкатель (оказался из "сырого" металла). Два раза, 55000 и 90000, заменил сцепление. Езда с прицепом и по просёлкам сцепление "кушают". Больше в двигатель не лазил. За это время двигатель не нагрелся ни разу! Машину брал в 1982 году новую и дал обкатку ей, соответственно и движку, почти 8000 км, а не 3000, как просил завод-изготовитель. Любой мотор надо обкатать! В коробку не залезал ни разу! Прошла без ремонта. Единственное что, раз пять менял сальники на полуосях, полуоси были без грязеотбойников. Машина не подвела ни разу. Ездил и зимой, к печке нареканий не было. Каждый год были поездки на юг. Масло в движке менял через 5000 км, а не 10000, причём всегда с промывкой, и обязательно прочищалась центрифуга. Машина отработала на 200%! Сейчас эксплуатирую "Запорожец-вездеход" - ЛуАЗ-969 "Волынь". Взял у дедушки, но ездил на нём внук, а как внуки ездят, знают все! Перебрал, помазал, заменил масло. Два года без проблем, ещё и вытаскиваю из грязи "крутые тачки". Не машина, а "ласточка". Все зап. части ставил новые, ещё в продаже есть! У кого есть зап. части на ЛуАЗ, звоните. 89154066192, с 9.00 до 22.00 Москвы. Николай. Интересны люди, занимающиеся ретро автомобилями (отечественными! Кроме "Жигулей", это Италия.). У меня пять советских раритетов, звоните. Всем спасибо.