ЗАЗ-968А «Запорожец» – самый доступный народный автомобиль в СССР

E-mail Печать


У советских граждан к «Запорожцу» особое отношение. Все в этом автомобиле было по-своему. Не как у других! Двигатель воздушного охлаждения расположен спади, а спереди, наоборот, багажник, который больше напоминал увеличенный в размерах «бардачок» – туда входил не каждый чемодан. Дверей в кузове всего две, несмотря на два ряда сидений, – на задние приходилось пробираться с большим трудом. Колеса автомобиля не имели дисков, в привычном понимании этого слова, а только обода. А про заимствованную у танка конструкцию торсионной передней подвески можно вообще не вспоминать. Не автомобиль, а анекдот!

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

И в то же время «Запорожца» любили! Благодаря доступной цене для многих он оказывался первым собственным семейным автомобилем, а что это значило в СССР, людям старшего поколения объяснять не приходится. Машина подкупала простотой в обслуживании и экономичностью в эксплуатации. А о высокой ремонтопригодности «Запорожцев» до сих пор слагают легенды — двигатель с машины снимался за минимальное время силами всего двух человек и так же легко полностью перебирался «на коленке».

Что особенно важно, «Запорожцы» обладали незаменимым свойством в России — высокой проходимостью по грунтовым и размытым дорогам. Поспорить в этом с ними могли, пожалуй, только полноприводные легковые автомобили. Отличной проходимости «Запорожцев» способствовала полностью независимая подвеска всех колес, высокий клиренс и плоское днище без выступающих элементов трансмиссии, а также хорошо нагруженные ведущие колеса (на них всегда приходилось не менее 60% от общего веса автомобиля). И только «Запорожец» из всех легковых автомобилей мог спокойно идти по колее грузового автомобиля без боязни свернуть что-нибудь себе на днище. А в совсем тяжелой ситуации, когда «Запорожец» все же застревал, вытолкнуть легкой автомобиль не составляло особого труда силами экипажа.

Высокая жесткость 2-дверного кузова «Запорожца» позволяла устанавливать на его крыше безразмерные багажники для перевозки скарба, а наиболее продвинутые пользователи умудрялись цеплять к машине даже специальный грузовой прицеп. При таких выдающихся способностях «Запорожцы» числились в любимчиках у начинающих автолюбителей, туристов, дачников, пенсионеров... да практически у всех! Автомобили ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А относятся к третьему поколению легковых автомобилей Запорожского автомобильного завода «Коммунар». 968-я была призвана сменить на конвейере в 1971 году предыдущую модель ЗАЗ-966, и отличалась от нее в основном более современным оформлением кузова, а также улучшенной приборной панелью, передними тормозами с двумя рабочими цилиндрами на каждом колесе и измененной внешней светотехникой.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Однако к 1973 году во всем мире ужесточились требования к пассивной безопасности автомобилей, что вынуждало производителей дорабатывать выпускаемую продукцию до приемлемого уровня, чтобы сохранить за собой рынки требовательной Европы. В результате проведенных работ по модернизации автомобиля появился новый вариант – ЗАЗ-968А «Запорожец». От базовой модели он отличался травмобезопасным рулевым механизмом с энергопоглощающим элементом в рулевом валу, тормозами с раздельным приводом на передние и задние колеса, с сигнализатором выхода из строя каждого контура, ремнями безопасности, «мягкой» панелью приборов и замком зажигания с противоугонным механизмом. В результате внедренных новшеств ЗАЗ-968А в первой половине 70-х годов успешно выдержал проверку на соответствие европейским требованиям по безопасности. Серийно модель выпускалась до 1980 года, поставляясь как на внутренний, так и на внешний рынок, при этом более простой вариант ЗАЗ-968 также продолжал производиться во все уменьшаемых количествах вплоть до 1978 года.

Для своего времени ЗАЗ-968 и ЗАЗ-968А внешне выглядели вполне достойно: небольшой пропорциональный кузов со скромной, но разумной отделкой. А вот внутри «Запорожец», несмотря на некоторые детали, унифицированные с «Жигулями», напоминал настоящий автомобиль лишь отчасти. Для комфортного обитания четырех пассажиров в небольшом салоне места явно не хватало, поэтому длительные поездки в таком составе не рекомендовались. Оптимальная «загрузка» – два человека. В дальней дороге, сиденья можно было быстро трансформировать в спальные места, устроившись, таким образом, на ночлег. Неопытного водителя в «Запорожце» могли удивить некоторые органы управления, которые, благодаря заднемоторной схеме, находились не на своих привычных местах. Так ручка «подсоса» спряталась между передними сиденьями, а рычажок замка капота за средней стойкой кузова.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Много справедливых нареканий вызывал у автолюбителей автономный бензиновый отопитель, который работал из рук вон плохо. Ездить зимой, в мороз, на «Запорожце» крайне неприятно. А жарким летом возникала другая проблема – из-за недостаточного охлаждения двигатель автомобиля быт склонен к постоянному перегреву, и тогда бензонасос отказывался прокачивать топливо. Автомобиль глох в самый неподходящий момент, выручала лишь смоченная холодной водой тряпка, вовремя накинутая на упомянутый бензонасос для охлаждения.

Но были у V-образного 4-цилиндрового двигателя и свои преимущества перед другими – например, полнопоточный центробежный масляный фильтр хорошо справлялся со своими обязанностями и не нуждался в сменных фильтрующих элементах, а следовательно, в дополнительных расходных материалах. Интересный момент – поскольку момент сил инерции в распределительном вале двигателя «Запорожца» не был уравновешен, в его конструкцию внутрь ввели дополнительный вал с противовесами. Он вращался с тем же числом оборотов, что и распределительный, но в противоположном направлении.

В целом ресурс мелитопольского двигателя оказался небольшим, номинально 125 тыс. км, а реально – не более 40-50 тыс. км, так как у владельцев не всегда хватало возможностей правильно ухаживать за двигателем и заливать в него масло надлежащего качества. Сами двигатели с воздушным охлаждением при работе издавали нещадный грохот с характерным завыванием воздушного осевого вентилятора – такое нагромождение звуков трудно спутать с работой другого мотора и «Запорожец» можно было быстрее услышать, чем увидеть. Еще одна удивительная особенность автомобиля – нарушающиеся углы установки колес, из-за чего «Запорожцы» постоянно колесили по дорогам «вразвалочку». Вернуть колесам первоначальное положение достаточно сложно и многие владельцы просто мирились с повышенным износом шин на своих автомобилей.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

Родственными «Запорожцу» можно считать следующие автомобили:

  • NSU Prinz IV (1961 год). Бытует мнение, что дизайн «Запорожцев» второго поколения «срисован» именно с этой модели. Да, она оказала сильное влияние на окончательный облик серийного «Запорожца», но нужно учитывать еще то, что первые опытные образцы «ушастого» «Запорожца» появились одновременно с представлением публике Prinz IV в 1961 году, а это значит, что концепция нового автомобиля была заложена намного ранее;
  • Trabant 601 (1964 год). Как шутили сами немцы, в Восточной Германии, благодаря «Запорожцу», даже Trabant стал конкурентоспособным. В отличие от нашего «народного автомобиля», немецкий был более продвинутой компоновки с двигателем, расположенным спереди, и передними ведущими колесами, но обладал своими «врожденными дефектами» – слабым 2-тактным 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения и тесным 2-дверным кузовом с навесными панелями из дуропласта, сделанными из отходов хлопкообрабатывающей промышленности. Просто у NSU и у ЗАЗ есть один общий «родственник» – американский Chevrolet Corvair, появившийся на свет осенью 1959 года и послуживший прототипом для обоих автомобилей. Этот один из самых скандальных автомобилей в истории Америки подарил Prinz IV и «Запорожцу» то самое, хорошо узнаваемое горизонтальное ребро жесткости, проходящее по периметру всего кузова, благодаря чему все три автомобиля очень похожи между собой;
  • Polski FIAT-126P (1973 год). В Польше по итальянской лицензии также выпускался микролитражный легковой автомобиль заднемоторной компоновки, с двигателем воздушного охлаждения. Но на этом сходство между FIAT-126P и «Запорожцем» заканчивалось. На польском автомобиле стоял «дохлый» 2-цилиндровый двигатель с нижним распределительным валом, мощностью всего 23 л.с. Сам автомобиль оказался более чем на полметра короче и значительно уже нашего «Запорожца», в результате чего последний выглядел по сравнению с Polski FIAT-126P чуть ли не лимузином.

Экстерьер автомобиля ЗАЗ-968А «Запорожец»

В заключении следует сказать, что «Запорожец», пожалуй, был самым доступным легковым автомобилем за всю историю СССР. Цена на новую машину в автомагазине равнялась 3,5 тыс. руб. Для сравнения, в те же года BA3-2101 «Жигули» стоил 5,5 тыс. руб., а ВАЗ-2103 «Жигули» – 7,5 тыс. руб. Понятно, что за такие деньги рассчитывать на какие-либо удобства в автомобиле не приходились, но свою утилитарную задачу по доставке пассажиров «из пункта A в пункт B» «Запорожцы» успешно выполняли.

Статья написана по материалам журнала «Автолегенды СССР» №4, 2009.

 
Отзывы автолюбителей (170)
23.06.2013 19:53
Мико 23 06 2013 год
Чем купить убитый ваз -то лучше подержаный Заз Если машина смазана ухожена любима - то так и она к вам будет относиться Для заза крейсерская скорость 80 - 90 км в час и не более тогда все будет в порядке Вот только бензина кушает много - думаю топливный жиклер меньше поставить Если ктото подбирал жиклеры подскажите какие надо всем удачи на дороге
13.07.2013 23:49
МУХТОРБЕК
У нас в Узбекистане многие устанавливают на запарожцах двигатели от ДЭУ ТИКО (можно от МАТИЗ с 3 цил. двигом)
17.07.2013 15:49
Елена
Я то же бы купила себе запорожец но я проживаю в НСО.г.Искитиме.Если кто у нас продаёт позвоните мне по т.89069945131 но чтобы был на ходу.
05.08.2013 23:09
ДИМА
ЕСЛИ КТО ЖИВЕТ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ И ПРОДАЕТ ЗАЗ КУПЛЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ 89286543320
09.08.2013 10:48
Владим
Моему 34 года. 968А. Еще с черным номерным знаком. Возит на дачу без проблем. Проблемы из-за низкого качества бензина А-80. Ищу электронный октан-корректор. Надеюсь поможет убрать детонацию. Пробовал жидкий октан-корректор - не помогает. К сожалению у нас в Саратове никак не создадут официальный клуб или общество автораритетов. Со временем начнут зажимать владельцев таких авто налогами и т.д. Явно нужны специальные свидетельства для владельцев раритетов, содержащихся в хорошем состоянии, т.к. придраться в выхлопным газам с сентября этого года можно элементарно. Всем привет от пенсионера.
19.08.2013 15:36
Григорий
Продам ЗАЗ- 968, красный, ушастик, 40 л.с. 1979 г. Для умельцев и любителей ретро. Документы и госномера имеются. Есть новые и б/у запчасти. На ходу.
GrChuprov@yandex.ru Ухта, Коми
25.08.2013 14:17
Kik
Куплю 968 в среднем состоянии,со всеми документами, на ходу от 3000 до 7000 рублей в московской области. Пишитеtoni_sazonov@mail.ru
13.09.2013 11:55
Руслан
КУПЛЮ ЗАЗ 368 ИЛИ ЗАЗ 365 ЗА 2000-3000 ТЫЩИ В СТАВРОПОЛЕ ВОТ МОЙ НОМЕР 89197499978 ЗВОНИТЕ ПРЕДЛОГАЙТЕ
14.09.2013 12:09
дмитрий
Григорий мой номер 89059550771сбось мне я перезвоню
21.10.2013 19:47
роман
Парни у меня два зазика 1 продаю кто хочет покупайте krasnoperov.19@mail.ru
03.11.2013 17:51
илья
продам фары или запчасти от ЗАЗ-965 вот номер 89372003624
06.11.2013 14:07
роман
куплю недорого 965 тел 89153562836
16.11.2013 12:46
Роман
У меня ЗАЗ 968м,много впечатлений у меня от него
02.12.2013 21:25
Иван
продам движок заз 965 тел 89040156301
16.12.2013 22:03
саид
я хочу купить такая же тачка
02.01.2014 17:37
Анатолий
Вот уже лет 7, как я владею ЗАЗ 968А. В деревне он не заменим. Купил за 1000 р. без документов. Без него как без рук, и вот перестал крутить стартер. Реле щёлкает и всё. Стартер снял, проверил, всё ок. Подскажите, где икать казус.
12.01.2014 17:24
Альфия
продам двигатель с коробкой ,карбюратор новый и коробку для а/м ЗАЗ 968 М
12.01.2014 17:28
Альфия
телефон 89043879671
12.01.2014 17:28
Альфия
телефон 89043879671
29.01.2014 14:33
женя войнов
куплю заз 968м от1000 до 3000

Есть свое мнение? Поделись им, нам интересно!

Имя автора:
Текст отзыва: