В жизни любого автомобиля, будь он хоть сто раз бестселлером, наступает время, когда нужно что-то менять. Иногда бывает, что изменения не идут во благо, и поклонники марки начинают чертыхаться и хмуриться. Но к новой Mazda 3 от известной японской автомобилестроительной компании Mazda Motor Corporation это не относится.
Как часто бывает в случае с представлением новой модели, первый раз ее «засветили» в США – стране, которая, как это не покажется парадоксальным, все еще остается лидером по продажам автомобилей. Правда, в Америке показали седан Mazda 3. Европейцам новый автомобиль, но уже в кузове хэтчбек, продемонстрировали на автосалоне в Болонье (Bologna Motor Show) в декабре 2008 года. Очень многие, кому не чужда идеология марки, повторяют одно и то же: мол, вашего «зум-зума» больше всего именно в третьей серии. Mazda 6 адептам этой религии кажется слишком солидной, чтобы быть настолько легкомысленной, а на гигантский кроссовер Mazda СХ-9 они пока посматривают с опаской. Поэтому появления новой «трешки» все ждали изрядно мандражируя, ведь народная мудрость гласит, что от добра добра не ищут.
Когда появились первые фотографии, автомобильная общественность сделала задумчивое лицо. Даже по редким снимкам было видно, насколько ближе стала новая Mazda 3 к своей старшей японской сестре. Стилистически они и правда похожи, но ведь дизайнерской концепции марки никто не отменял, а в соответствии с ней выражение «лица» нового автомобиля привело к корпоративным стандартам. Нижняя часть бампера Mazda 3 теперь не «прикусывает задумчиво нижнюю губу», а «широко улыбается», и «прищур» фар дополняет эту позитивную картину.
Если отбросить метафоры, то автомобиль, особенно в дорогой комплектации, с противотуманными фарами, выглядит в меру агрессивно и очень современно. Кстати, массивная «улыбка», являющаяся одновременно решеткой радиатора, – декорация в угоду стилю. Лишь небольшая ее часть служит для обеспечения двигателя воздухом, а на высоких скоростях с целью снижения сопротивления набегающий поток воздуха отводится от радиатора специальными заслонками. На рельефной боковине нового «японца» обнаруживается одна деталь, существование которой можно объяснить лишь стремлением улучшить комфорт. Мы говорим о форточке на задней двери: благодаря ее появлению стекло опускается полностью.
Задние фонари выполнены в стилистике модели Mazda 6, а всю эту «зум-зумную» картину довершает выштамповка на заднем бампере. «Трешка», как и прежнее поколение, легко идентифицируется, а сходство с Mazda 6 становится не столь откровенным, когда автомобиль видишь вживую.
Внутри новой Mazda 3 стало куда «веселее», хотя простора не добавилось. Отделочные материалы, судя по их виду, будут хранить молчание после встрясок на наших направлениях, а эргономика в целом соответствует идеологии Mazda. Здесь и приборы с двойной подсветкой на дорогих версиях, и большие реостаты климат-контроля, и совершенно неожиданный «аккордеон» из клавиш на руле. Правда, и это необязательный атрибут – не хотите терять время, изучая их нужность, просто возьмите другую комплектацию.
Американцам новый автомобиль достанется со знакомым 2-литровым двигателем, а также с мотором объемом 2,5 л, который уже устанавливается на старшую модель. Странный маркетинговый ход, особенно учитывая, что американцы уже вовсю взялись экономить, в том числе и внезапно подешевевшее топливо.
В Европе экономят давно, поэтому европейскому покупателю будет предложен новый дизель объемом 2,2 л, который в зависимости от желания покупателя может иметь мощность 150 л.с. или 180 л.с. (во втором случае крутящий момент достигает космических 400 Нм). Мотор соответствует нормам Евро-5, а это значит, что любое упоминание о России и перспективах его появления у нас вызывает у маркетологов Mazda ожидаемую реакцию. Нас просят подождать, сетуют на качество топлива, зачем-то вспоминают нашу зиму – в общем, повторяют стандартное в данном случае «заклинание».
Бензиновые двигатели в Европе и России остались такими же, как прежде – 1,6 л и 2,0 л. Для 2-литрового мотора, кстати, доступен 5-диапазонный «автомат».
Помимо всех вышеперечисленных изменений, инженеры Mazda потратили немало времени, чтобы исправить недостатки прежней модели. Прежде всего в новой Mazda 3 была доработана подвеска, и, если верить заверениям производителя, теперь в автомобиле будет куда комфортнее. Но автомобиль, скорее всего, станет менее азартным в управлении. Комфорт важнее, и спорить с этим сложно. Ну а если вы не против «несанкционированного вибромассажа», то дождитесь новой версии Mazda 3 MPS, там-то уж точно подвеска будет бескомпромиссной. Боролись и с аэродинамическими шумами, которые досаждали владельцам прежней «трешки», и опять же, утверждают, что победили. Уровень «назойливости» снизился на 11%.
Самое главное, что удалось создателям новой Mazda 3, так это не навредить. Не навредить самому автомобилю, от которого в случае неудачи отвернулись бы потенциальные покупатели. Японцы решили, что лучшее никак не может быть врагом хорошего, затянули черные пояса на кимоно и выдали очередной небольшой шедевр.
Во всяком случае, выглядит автомобиль здорово, а вот как он ездит, мы пока не знаем. Ездовой презентации придется ждать еще месяц. К слову, Mazda 3 в прежнем воплощении нашла во всем мире почти 2 млн покупателей и является локомотивом продаж марки. Поэтому нас не покидает уверенность, что в дилерские центры уже сыплются звонки. Хотя и говорят, что на дворе кризис.
Статья написана по материалам журнала «Quattroruote» №2, 2009.