Вряд ли автор теории эволюции Чарльз Дарвин предполагал, что спустя много десятилетий фанаты быстрых авто предложат собственную трактовку тезиса о выживании сильнейших. В условиях естественного отбора выживает только сильнейший, а свои гены он передает последующим поколениям. Та же история приключилась и с автомобилем от японской компании Mitsubishi Motors Corporation – спортивным седаном Mitsubishi Lancer Evolution (именуемым также Evo). Первое поколение Evo с 2-литровым турбомотором мощностью 244 л.с. и полным приводом появился в далеком 1992 году и стал прародителем последующих девяти «генераций». Но в прошлом году в «ДНК» модели маркетологи внедрили «чужеродные гены», и философия спортивного седана с раллийной родословной изменилась до неузнаваемости.
Lancer Evolution делится на поколения, каждое из которых обозначается собственным римским числом. Вплоть до V-поколения, Evo официальным представлял концерн Mitsubishi на чемпионатах по ралли World Rally Championship в классе А и SCCA Pro Rally Championship (и сейчас, несмотря на появление на ралли Lancer/Carisma GT и нового Lancer WRC04, Lancer Evolution продолжает состязаться в Group A и Group N классах).
Изначально модель Mitsubishi Lancer Evolution предназначалась лишь для внутреннего японского рынка. Но по причине своей популярности, начиная с 1998 года, Evo V и Evo VI начали экспортировать на европейский рынок. В 2003 году Evo VIII был выпущен и на американский рынок. Причиной такого хода послужил небывалый успех у американцев японской модели Subaru Impreza 2.5 WRX STi Turbo, являющейся прямым конкурентом Mitsubishi Lancer Evolution.
В октябре 2007 года на свет появился долгожданный Mitsubishi Lancer Evolution X. Вопреки ожиданиям, новый Evo не стал медленнее. Он разгоняется до «сотни» и проходит гоночный круг так же быстро, как и его предшественник. Да и раллийное начало в автомобиле чувствуется отчетливо. Но в общении водителя и авто исчезла абсолютная прозрачность, появились недомолвки и вопросы. По крайней мере, в гражданской версии модели.
Под капотом Lancer Evolution уже 295 л.с., а показатель удельной массы составляет 5,4 кг на каждую силу. Для сравнения, в обычном 2-литровом Mitsubishi Lancer эта цифра почти вдвое выше – 9,2 кг. Турбированный мотор легко катапультирует 1,5-тонный автомобиль, разгоняя его до 160 км/ч за 16 секунд. Ускорение обрывается на 245 км/ч только из-за того, что передачи коротковаты и их всего 5. Настоящая тяга появляется в пределах 2500 об/мин, когда турбина выходит на полную мощность. И тогда Evo выстреливает так, что «будь здоров». Но это означает и то, что за стрелкой тахометра нужно следить, чтобы не попасть в турбояму. Впрочем, теперь она не столь выражена, как в предыдущем поколении, что облегчает езду в повседневных режимах.
Но двигатель последнего поколения Lancer Evolution немногого стоил бы без легендарной полноприводной системы. Практически в неизменном виде она досталась от предыдущего поколения – с тремя режимами блокировки центрального дифференциала. Но лучшим компонентом полноприводной системы Evo является активный задний дифференциал, который передает на внешнее колесо больше момента, создавая пресловутый закручивающий момент. И если на асфальте эта особенность просто нивелирует недостаточную «поворачиваемость», то на скользкой дороге вызывает возгласы восторга. Этому спортивному седаному неведома езда «носом» наружу виража – только «боком». Причем скольжения легко контролируются, они прогнозируемы и понятны. Вот они раллийные корни и гены девяти «эволюционных генераций»!
Новый седан требует от своего владельца силы духа и плотного кошелька. Если ездить на японском спортивном седане Lancer Evolution непрофессионально, то на постоянной замене колодок для тормозов Brembo и на диски сцепления можно разориться. Обезопасить сцепление от замены поможет версия с АКПП, но она дороже. Вообще, цены на «гражданский» вариант Evo колеблются от $39 925 до $53 900. А вот модель Mitsubishi Lancer Evolution X FQ-360 GSR с двигателем мощностью 354 л.с., максимальной скоростью 250 км/ч, временем разгона до 100 км/ч, составляющим 4,1 с, и расходом топлива – 14,2 л на 100 км (в смешанном режиме), стоит £37 999. При этом транспортный налог на такой автомобиль составляет £400 в год.
Судя по тенденции, которую иллюстрирует Evo, не всегда продолжателем рода становится сильнейший его представитель. Иногда эволюция отклоняется в сторону в угоду современным реалиям. Маркетологи, напичкав японский спортивный седан Mitsubishi Lancer Evolution различным оборудованием, за уши тащат его в более дорогой класс. Дарвину такая теория явно не понравилась бы, но в те времена просто не было маркетологов.
В завершение следует сказать, что за рулем автомобиля Mitsubishi Lancer Evolution любой вираж доставляет удовольствие, а особенно скользкий. Автомобиль по-прежнему достоин похвал, заслуженных предыдущими поколениями, но с той лишь оговоркой, что он стал чуть вальяжнее и комфортнее. Теперь он богаче оснащен и уже не хочет быть спартанским болидом для гонок. Он гораздо практичнее в ежедневной эксплуатации, хотя тормозные колодки и сцепление все равно остаются расходным материалом.